Летопись 

села с. Стрелица Первая:

от образования

до наших дней

 

Небольшой участок земли, огражденный со всех сторон глубокими оврагами, там, где берет свое начало река Нежеголь, в начале 17 века поселились люди.  Пришли они сюда в то время, когда на Украине установился гнет польских магнатов и польской шляхты.  Такие поселения на западных окраинах русского государства назывались «слободской Украиной».

         К середине 17 века образовалась самостоятельная сельская община.  Названа она была Стрелицей по названию оружия, которым были вооружены воины сторожевых постов. Знаменитым событием в жизни села стало завершение деревянной церкви в 1892 году.  Строилась она долго при  участии жителей села Стрелица и села Заломное, а также мастеров из города Харькова. В сторожке при церкви находилась церковно-приходская школа.  До этого времени люди в селе были неграмотными.  Но первое время, вплоть до революции их обучали дьяки.

         Исповедовали переселенцы языческую и христианскую веры.  В начале 19 века стреличане пережили две войны – Японскую 1905г. и Германскую 1914г. Были призваны на эти войны почти все граждане мужского пола.  Большая  половина семей остались без кормильцев, окончательно разорились и были обречены на вымирание.

         Не прошло и трех лет после войны, как в Стрелице случилась трагедия.  Летом 1917 г., в разгар полевых работ, возник страшный пожар во время ураганного ветра.  За короткое время половина села – 62 двора были охвачены огнем пожара.  Ветер срывал с крыш горящие снопы и переносил их через 5-7 дворов.  Тушить охваченные огнем дворы было некому.  Горело все и одновременно.  Церковный колокол на всю округу извещал, что в хуторе был пожар.  Люди стояли, плакали и голосили, просили помощи, а ее-то и не было.  К вечеру тучи, предвещающие смену погоды, расходились.  Стих ветер, соломенные крыши догорали.

         Все время от пожара и до глубокой осени при больших трудностях убирали урожай с полей.  Строили из обгоревших бревен примитивные укрытия.  Искали квартиры, где можно пережить с семьей в лютую зиму.  Но таких домов не хватало.  Переоборудовали подвалы и погреба под жилье.  Возникла скученность проживания людей.  Создались условия для распространения болезней.  К весне 1918 года все село было охвачено различными болезнями – тифом, корью, оспой и др.  Почти ежедневно Церковный колокол возвещал о покойниках. 

         Со временем жизнь села вошла в нормальное русло. 

Только после гражданской войны новая Советская власть отделила церковь от государства.  В школы направлялись учительствовать люди из городов. Там обучались только мальчики.  Первой учительницей в Стрелицкой школе была Крашинненикова Евдокия Васильевна, родом из Нового Оскола.  Материально школу обеспечивали граждане села.  Со слов  Нарожней Анны Порфирьевны 1907 г.р., это  была высокая, всегда улыбающаяся, приятная, добрая женщина.  Обучала она детей вплоть до коллективизации. Она сделала один выпуск грамотных  мальчиков, некоторые из них продолжали обучение в Артелянской семилетней школе.    

С  1928 года  Стрелица стала именоваться  Первая Стрелица, т.к. хутор вошел в Большетроицкий район Курской области и в районе оказалось две Стрелицы. Его стали называть селом, т.к. в Первой Стрелице была своя церковь.

         Потребность в грамоте стала неотвратимой и взрослое население село за парты.  Открыли ликбезы. Учили взрослых грамоте люди и учителя. Их называли «культармейцами».  За 3 года работы ликбеза почти все трудоспособное население было обучено грамоте: читать, писать, считать.  Теперь все мальчики и девочки пошли в школу.  Школьного здания в селе не было.   Размещали детей по пустующим домам.  Питание детей также было организовано в отдельном доме.  Число учащихся достигло 180 человек.  После окончания начальной школы многие продолжали обучение в Артелянской семилетней школе и в Большетроицкой средней школе.   К середине 30-х годов в Первой Стрелице появилились 10-12 человек со средним образованием.

В связи с тем, что до войны в семьях было много детей, возникла необходимость открыть детские ясли.  Семьи сами предоставляли свое жилье под детские ясли. Ткачев Никита Андреевич  и Покотилов Дмитрий Стефанович отдали свои дома для этих целей.   Дети были разного возраста, среди них были и груднички.  Родители утром приносили своих детей, а в обеденное время приходили кормить их.  Затем в 1933 г. была разрушена церковь в селе, а ясли перенесли в церковно-приходскую школу в сторожку.  Заведующей была Богачева Ульяна Кузьминична. Поваром – Богачева Татьяна Ивановна.  Повар одновременно готовила детям обед и пекла хлеб.   Со слов Кованченко Евгении Филипповны: «Няней работала  Нетепенко Е. К..  Возле здания росла большая груша. Евдокия Кузьминична стелила под ней  одеяло, рассаживала нас на него.  Она нам рассказывала сказки, пела песни.  Голос был у нее очень красивый, односельчане часто слушали задушевные песни в исполнении няни.  Дети играли в догонялки, прятки.»

Вторая няня Нарожняя Ирина Алексеевна была очень строгая, справедливая.  Дети  ее побаивались.

 

Весь созидательный труд граждан села был прерван началом Великой Отечественной войны.  Мужское население было  призвано на защиту Родины от захватчиков.  В селе остались женщины, старики и дети.  В 1943 году наша область была освобождена.  Но вот кончилась война, со слезами на глазах  отпраздновали победу.  С войны возвратились солдаты-победители.  Их было всего 58 человек из призванных на войну 195.  Погибло 123 человека. 

Наступил период восстановления  хозяйства села.  Снова стала работать начальная школа и работала в ней Остахова Надежда Ивановна.    

С 1951 г.  школа называется семилетней.  Директором был Войтов Стефан Кузьмич.  С первых дней работы школы в ней работали

Войтов Стефан Кузьмич

Богачев Федот Семенович

Богачева Екатерина Федоровна

С 1952 года пришли работать

Богачева Галина Федоровна

Нарожняя Нина Карповна

 Когда начальное образование стало обязательным, то остро встал вопрос о строительстве, то остро встал вопрос о строительстве школы.  Что из себя представляла школа, которая размещалась в нескольких  крестьянских домах – это столпотворение детей и там нет условий для их размещения.  Не на партах, а на скамейках сидели больше десятка детей.  Стеллажи вместо столов, нет доски и т.д.  Столовая находилась за 300-400 метров от места учебы.    Оставались работать в школе только местные.  Войтов С.К.  стал ходатайствовать о строительстве школы.

1960 г. – построен  первый дом школы, в нем разместилось 2 класса, т.е. 50 учащихся в первую смену, а 50 – во вторую смену..  Остальные дети, а их было 60 человек, продолжали обучаться в крестьянских домах.

В 1962 году построено второе здание на две классных комнаты.  Школа становится восьмилетней. Два школьных здания, лежащих параллельно друг к другу соединили двумя стенами и между ними сделали перегородки для недостающих классных комнат.  Получилось одно длинное здание из трех зданий.  В этом общем здании разместились все восемь классов, в которых обучались 180 учащихся.  10 лет продолжалось строительство школьных зданий учебной мастерской под руководством директора Войтова Стефана Кузьмича

 

 

В 1962 году построили новые ясли, так как детей было много и здание сторожки не могло разместить всех.

Так как протяженность села была около 4 километров, был осуществлен подвоз детей в ясли на двух телегах.  На телегах стояли будки.  Одна часть села в селе называлась Кридянка, оттуда возил детей Бондаренко Иван Иванович.  Вторая часть называлась Краснянка, детей оттуда возил Ткачев Никита Андреевич.  На протяжении многих лет заведующей детским садом была Смелая Мария Филипповна.  Воспитателями были Соломатина Надежда Ивановна и Богачева Нелли Ивановна. Няней работали Нарожняя Галина Ивановна и Покотилова Екатерина Митрофановна.  Соломатина Ксения Ивановна  была поваром.  Она очень хорошо готовила, хлеб у нее всегда получался пышный, румяный.  Детей особо не обучали, главная задача заключалась в том, чтобы приглядеть за детьми и накормить их. 

 Рядом со зданием детских ясель колхоз строил кирпичное здание для ясель.  Случилось так, что под конец строительства детей в колхозе было мало.  И директор школы Войтов С.К. начал ходатайство перед правлением колхоза, чтобы старое школьное здание отдать колхозу под ясли, а достраивающееся здание ясель передать школе.  И затея удалась.  Достройку здания продолжали с учетом требований школы.  И в начале 70-х годов школа переселилась в новое добротное здание, отвечающее школьным требованиям.

 

Примерно с 1987 года в здании школы было отделено две классных комнаты и часть коридора под здание детского сада.  Первострелицкая школа стала функционировать как школа-сад.

 Директором школы был Поправка Дмитрий Иванович.  За время его работы было приобретено много оборудования в школу – столы, шкафы и т.д.  Для детского сада были приобретены детские шкафчики, стульчики, кроватки.  В детском саду нянями были Нарожняя  Надежда Акимовна, женщина спокойная, добрая и Войтова Елена Ивановна, молодая  девушка, после школьной скамьи. В 1990 году Нарожняя Н.А..  была уволена, а принята на работу воспитателем Покотилова Лидия Федоровна.

1990-1992 г.г. директором становится Шаловских Фаина Михайловна- много внимания уделяла организации воспитательной работы в учреждении. Систематизировала ведение локальных актов. Сама была примером в работе, поэтому требовала от работников неукоснительной дисциплины. Воспитателей и учителей  научила правильному ведению тематического планирования, проводились праздники, викторины, развлекательные мероприятия, которые проводятся и до сих пор.  Детский сад был закрыт  в  1992 г на продолжительный период.

   С  8 мая 1992 года директором школы была назначена Нарожняя О.В.  В 1993 году усилиями Нарожней О.В.   возобновил свое функционирование детский сад. Первострелицкая неполная средняя школа стала функционировать как школа-сад.  Воспитателями были Киселева Татьяна Ивановна и Долбилова Надежда Александровна. Помощником воспитателя была Жданова Ирина Николаевна(1993г.-1994г.).

Приняты на работу Войтова Елена Ивановна и Войтова Ольга Федоровна помощниками воспитателя.  Продолжительность рабочего дня детского сада была 12 часов.  С 1994 года начинает работать в детском саду музыкальный руководитель Покотилова Валентина Ивановна.  

         1995г. – 2001г. года директором школы-сада назначена Журавлева Жанна Михайловна.  В этот период особых изменений в режиме работы школы-сада не наблюдалось.  В школе сложился постоянный коллектив учителей, это были грамотные, знающие свои обязанности, специалисты.

     В детском саду работали воспитали Долбилова Надежда Александровна

и Киселева Татьяна Ивановна .Они проводили с детьми занятия, игры, праздники. Водили детей на прогулки в сад, в поле, на луг, наблюдали за окружающим миром, за птицами и животным миром .Воспитатели имели педагогическое образование и поэтому обучали детей по программе воспитания в детском саду .

С 2001 года директором школы стала Долбилова Светлана Ивановна. Человек властный, принципиальный, темпераментный, эмоциональный.  При ней в школе поднялась дисциплина, улучшилась посещаемость, заработали кружки, стали проводиться предметные недели. Ученики стали принимать участие в районных олимпиадах. Воспитателями детского сада работали Болтенкова Любовь Васильевна  и Покотилова Лидия Федоровна.  Любовь Васильевна была доброжелательна, внимательна к детям, проводила с детьми различные мероприятия, изготавливала поделки из бумаги, из природного материала, организовывала праздники с детьми. Лидия Федоровна проводила с детьми игры, конкурсы, прогулки, экскурсии, принимала активное участие в жизни детского сада.

 Воспитатели детского сада на протяжении многих лет чтут традиции села, утвердившиеся еще с тех времен, когда в селе был храм, носивший название Рождества Пресвятой Богородицы.  Ежегодно в этот праздник 21 сентября в селе проходят празднества, в том числе и в детском саду.  Дети с увлечением собирают выставки поделок и цветов, которые выставляются в

местном Доме Культуры:

Неотделимой частью всех общешкольных праздников был детский сад.  Будь то Новый год или День знаний, Последний звонок или Масленица, встреча с ветеранами или мамин праздник, всегда одними из основных участников были дети детского сада. Музыкальный руководитель Покотилова Валентина Ивановна (1996-2009 годы работы) и воспитатели Болтенкова Любовь Васильевна (2001-2012 годы работы), Дятлова Юлия Ивановна (2006-2008 годы работы) старались вовлекать своих воспитанников в жизнь учреждения.  Частыми гостями дети были на школьных мероприятиях.

С приходом нового директора школы Пономаренко К.В. в 2009 году начались изменения, которые затронули весь состав и школы, и детского сада. После произошедшей реорганизации школы  Ксения Васильевна стала директором Первострелицкой начальной школы - детский сад.  Старшеклассники теперь обучаются в Белоколодезянской средней школе. Школа-сад просуществовала всего один год.  Стараниями директора она переименовывается в «Детский сад с.  Стрелица Первая», а ученики начального звена становятся учениками Белоколодезянской школы. В этот момент поменялся педагогический состав детского сада.  Воспитателями становятся бывшие учителя школы, не имеющие навыков работы с детьми дошкольного возраста.

 В 2010 году заведующей детского сада становится Нарожняя Валентина Александровна, тоже бывший учитель.

Воспитательский состав остается в прежнем составе. Дьордь Ирина Алексеевна в свободное время старается изучать методическую литературу, позволяющую лучше ознакомиться с методикой работы в детском саду.  Благодаря личной любознательности, она знакомится с работами  воспитателей, которые печатаются в периодической печати, в интернете.

Капаева Ольга Александровна,  молодой специалист с высшим образованием, через год   переходит работать учителем в Белоколодезянскую школу. Вместо нее начинает работать Болтенкова Любовь Васильевна, ранее бывшая воспитателем детского сада.

         Воспитательский состав сложился добросовестный, любящий свою работу, а главное детей.  Совместными усилиями они разрабатывают комплексы утренней гимнастики, конспекты занятий для разновозрастной группы, сценарии праздников.

Недостающий запас знаний педагоги  черпают из методобъединений, из посещений непосредственно образовательной деятельности в других детских садах, из методической литературы, из интернета.  Воспитатели своевременно проходят курсовую переподготовку.  Результатами своей работы делятся на педсоветах, совещаниях при заведующей.  Так как в саду на данный момент мало детей, большую трудность составляет проведение праздников и других мероприятий.  Образовательная деятельность проходит с учетом количества детей индивидуально. 

Нарожняя Валентина Александровна держит связь с сельским поселением. Её стараниями на детский сад от сельского поселения были получены в постоянное пользование карусель, горка.  Глава поселения Калашников А.А. оказывает материальную помощь детскому саду.  Заведующий детским садом старается охватить все проблемы детского сада и по мере возможности их решает.

 Коллектив   надеется, что детский сад будет работать ещё не один год и приложит все свои усилия и старания для воспитания подрастающего поколения с. Стрелица Первая.

 

© narojnyaya-valentina

Бесплатный хостинг uCoz